Интервью Посла России в Албании Л.Г.Абрамова программе "Elite Business" телеканала "Scan" - 2013-2014
Интервью Посла России в Албании Л.Г.Абрамова программе "Elite Business" телеканала "Scan"
Чтобы поговорить о торгово-экономических отношениях между двумя нашими странами мы пригласили в студию программы «Elite Business» Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Албании АБРАМОВА Леонида Григорьевича. Добро пожаловать, г-н Посол! Мы хотим, чтобы нашим телезрителям процесс торгово-экономического взаимодействия между Россией и Албанией был как можно более понятен.
Хотел бы поблагодарить Вас, г-н Посол за то, что Вы приняли приглашение и посетили нашу студию для записи телепередачи.
Посол: Ju faleminderit. Pershendetje miq te dashur. (Перевод с албанского – Спасибо. Приветствую вас, дорогие друзья).
Вопрос: Как Вы оцениваете торгово-экономические отношения между двумя нашими странами?
Посол: Я бы сказал, что наши торгово-экономические отношения находятся пока только в начале своего развития. Потенциал двусторонней торговли, не говоря уже о российских инвестициях, до конца не использован. Вместе с тем, в прошлом году мы сумели более чем на 30% поднять стоимость двустороннего товарооборота. Она составила порядка 135 млн. долларов. По сравнению с большими возможностями, которые имеются у наших стран, это все же небольшая цифра. Хочу подчеркнуть, Россия, даже с таким достаточно скромным показателем товарооборота, тем не менее, стабильно из года в год входит в десятку крупнейших внешнеторговых партнеров Албании. Потому, что из года в год наш товарооборот колеблется на уровне 90, 130, 120 млн. долларов. Это, разумеется, мало с учетом двустороннего потенциала.
Структура российского экспорта пока что также относительно неизменна: зерно, нефтепродукты, удобрения, некоторая продукция машиностроения, металлопрокат, металлоконструкции для строительства. Хотя, российские предприятия могли бы поставлять сюда гораздо больше. А вот с албанской стороны объем экспорт пока достаточно скромен. Буквально несколько миллионов долларов. В основном это продукция сельского хозяйства, кожа, ткань. Соответственно очень велико отрицательное сальдо товарооборота. Разумеется, подобную картину надо преодолевать - стоимостные диспропорции выравнивать, а товарную структуру модернизировать. И, разумеется, вам любой экономист это скажет, что торговля товарами это только «первый этаж», самый простой в сложной и совершенной структуре международного экономического оборота. Подписывается контракт и отгружается продукция, либо в Албании, либо где-то в российском порту и дальше, так сказать, поставщик сам ее везет в страну. Между тем, существуют более совершенные формы: инвестиции, торговля услугами, включая телекоммуникационные, финансовые, обмен интеллектуальными продуктами.
И вот, несмотря на такую, прямо скажем примитивную организацию, взаимного экономического оборота, мы, тем не менее, в десятке торговых партнеров Вашей страны. Значит, есть неиспользованные резервы.
Стоит подчеркнуть – с точки зрения международно-правовых и организационных предпосылок взаимного экономического сотрудничества у нас все обстоит достаточно хорошо. За предыдущие два десятилетия было заключено более 30 различного рода соглашений о сотрудничестве в самых разных областях и отраслях экономики. В том числе и базовые экономические: соглашение о предотвращении двойного налогообложения, соглашение о взаимной защите инвестиций. Существует у нас и регулярно проводит встречи Двусторонняя Межправительственная Комиссия по экономическому и торговому сотрудничеству.
Подытоживая: предпосылки у нас для подъема экономического обмена есть. Надо их использовать.
Вопрос: Вы упомянули о росте товарооборота. У меня в этой связи два вопроса. Вы упомянули неиспользованный потенциал двусторонних торгово-экономических связей. Вопрос номер один – почему произошло увеличение товарооборота? Вопрос два – что мешает его развитию?
Посол: Насколько нам известно, увеличение товарооборота произошло в 2012 году, в том числе и из-за одного очень удачного контракта, когда на строительство албанского предприятия по производству стройматериалов было поставлено комплектное российское оборудование, продукция российского машиностроения, оно относительно недорогое по сравнению с западноевропейским, но эффективное. Используются имеющиеся у Албании нефтепродукты с высоким содержанием битума для производства стройматериалов.
Этот пример демонстрирует положительный эффект инвестиционной кооперации: появились поставки инвестиционного оборудования - пошла торговля.
Второй вопрос, что мешает? Он, конечно, более сложный. По нашим подсчетам примерно половина наших поставок идет на основе реэкспорта, т.е. есть через третьи страны. Хотя у России с Албанией существует базовый недискриминационный торговый режим наибольшего благоприятствования, так называемый MFN, но с некоторыми другими соседними странами у нас имеются соглашения о свободной торговле, предполагающие нулевые и минимальные ставки таможенных пошлин, тарифов, налагаемых на отдельные группы товаров. Аналогичные соглашения с этими странами есть и у Албании. Соответственно, бизнесменам выгоднее действовать через посредника, хотя это и парадокс.
Вопрос: Вы полагаете, что необходимо новое соглашение, которое бы избавило российские товары от дополнительного налогообложения при поступлении на албанский рынок?
Посол: По крайней мере, готовность и заинтересованность совместно подумать, как можно на взаимной основе либерализовать торговлю так, чтобы соответствовать требованиям глобальных процессов. Консультации между специалистами по торговым режимам, они естественно могут помочь делу. Всегда можно найти какие-то группы товаров, где можно на взаимной основе понизить тарифные уровни. Важно при этом не нарушать тем самым обязательств перед третьими странами. Как известно, у России имеются соглашения в рамках Таможенного союза в евразийской зоне. У Албании также есть обязательства в рамках Зоны свободной торговли стран Западных Балкан.
Мы против возникновения новых разделительных линий, на этот раз в торговле и международном экономическом обороте. А такая тенденция прослеживается. Экономическая интеграция в ряде регионов мира зачастую сопровождается протекционизмом, не сопровождается открытием рынков на недискриминационной основе для третьих стран. Достаточно вспомнить про проект AFTA – учреждении Атлантической зоны свободной торговли. Есть и другие примеры усиливающегося регионализма в международной торговле.
Возвращаясь к российско-албанским отношениям, - главный резерв подъема экономического сотрудничества – это, разумеется, инвестиции. В случае прямых инвестиций в конкретные области албанской экономики наша взаимная торговля могла бы вырасти многократно. Но самое главное, что это было бы полезно для решения целого ряда насущных вопросов албанской экономики.
Вопрос. Сколько в настоящее время российских компаний представлено на албанском рынке или заинтересованы в том, чтобы прийти на албанский рынок?
Посол: За то время, что я здесь работаю, две российские компании сделали попытку придти на албанский рынок с инвестициями. Это были средние компании по размеру в секторе добычи минерального сырья. Но затем они сочли, что их затраты недостаточно эффективны, и покинули Албанию. Это были средние компании.
Вопрос: Причина кроется в нерентабельности компаний или они столкнулись с проблемами иного характера?
Посол: Инициатива была российских компаний, которые получили вначале, так сказать, интересную информацию о деловых возможностях в Албании. А затем столкнулись с реальностями, которые не смогли преодолеть. Скажем, условия работы их недостаточно удовлетворили. Были различного рода трудности по получению разрешений и изменению горизонтов добычи, определению новых возможностей. Скажем, их особо и не удерживали, то есть нужна была дополнительная гибкость со стороны албанских партнеров.
Очень важно, что инвестиционное сотрудничество – долговременно по определению. Оно предполагает, чтобы оба партнера были ориентированы на стратегическую перспективу, на устойчивое, долговременное получение прибыли. Необходимо, чтобы инвестор не просто осуществил там начальную фазу своих вложений. Нельзя допускать, чтобы потом он осмотрелся и понял, что в другом месте может быть более эффективно. Важно, чтобы он почувствовал, что албанцы – это действительно гостеприимный народ, и создал бы здесь предприятие, которое принесло бы долговременный эффект и в плане создания рабочих мест, и в плане развития инфраструктуры Албании, и в плане, разумеется, выгоды и дополнительной прибыли и для албанского бизнеса, и для албанского государственного бюджета.
Но, мы не теряем надежды. Я хочу сказать, что только за последние два года здесь побывали представители, включая руководителей пяти крупнейших российских компаний. Компаний, которые, пожалуй, являются одними из ведущих в России и определяют лицо российской экономики за рубежом. Это - «РусГидро», крупнейшая в мире компания по производству гидроэлектроэнегии. Это – «ЛУКОЙЛ», крупнейшая частная российская компания по добыче и по переработке нефтепродуктов. Она широко представлена в регионе и производит дизельное топливо и бензин на уровне европейских стандартов «евро-4», как минимум. Это - «Газпромнефть», обладающая наиболее передовыми технологиями в области экологически чистой добычи и переработки углеводородов. Она участвовала даже в тендере по приватизации «Албпетрола», к сожалению неудачном. Это – «МТС», телекоммуникационная компания. Была и одна из других нефтяных компаний – «ТНК-BP». Это действительно «киты» российского бизнеса.
То есть, в случае успеха, речь могла бы идти о миллиардных инвестициях, которые существенно бы улучшили базовую инфраструктуру албанской экономики. Подчеркну, не просто о каких-то небольших сборочных предприятиях, пошивочных, швейных мастерских, а об обновлении базовой инфраструктуры.
Сотрудничество с «РусГидро», в частности, могло бы помочь полностью решить проблему сезонности производства электроэнергии в Албании. Чтобы гидроэлектроэнергия производилась не только зимой и весной, но круглый год. Чтобы не возникало необходимости вынужденных сбросов воды в гидростанциях, как это произошло недавно. Албания лучше все других стран на Балканах, да и, пожалуй, в Центральной Европе, обеспечена гидроресурсами. Это одно из крупнейших природных богатств страны. Российская сторона готова помочь расходовать их рационально.
Вопрос: Когда мы говорим об этих самых российских компаниях, имеется ли в виду, что они окончательно решили не возвращаться на албанский рынок или же представителей этих пяти «китов» мы увидим на албанском рынке?
Посол: Могу Вас заверить, что это были первые визиты, что интерес в целом сохраняется. Но и от албанской стороны зависит, чтобы этот интерес был реализован.
Вопрос: С каким отношением к себе они столкнулись в Албании, какие трудности испытывали? Не столкнулись ли они с предубеждениями в свой адрес из-за принадлежности к России?
Посол: Я, разумеется, не могу отвечать за коммерческую сторону дела и за решения компаний. Но, в принципе, Албания располагает достаточно либеральным налоговым и другими режимами, несмотря на более частые изменения в нормативной регламентации по сравнению с соседними странами. Квалификация албанских рабочих, инженеров, техников приемлема. С этой точки зрения, норма эффективности вполне могла бы быть достигнута. По уровню своего экономического развития и по темпам роста, по сбалансированности экономики Албания весьма конкурентоспособна по сравнению с целым рядом стран региона. Но, главная проблема, это, откровенно скажу, дефицит готовности помочь стратегическому инвестору.
Подчеркну еще раз, сейчас же в мире идет конкуренция не столько между инвесторами, сколько между реципиентами инвестиций. И побеждает в этой конкуренции тот, кто предлагает лучшие условия не только по режиму налогообложения, совершенству законодательства, но и на практике готов обеспечить недискриминационные условия вхождения иностранного инвестора, чтобы ему было не хуже отечественных бизнесменов и других зарубежных инвесторов, а может быть даже лучше.
Поэтому справедливая конкуренция заключается в том, что всем предоставляют равные и благоприятные на практике условия. Это и готовность наравне с другими поделиться информацией, и готовность обеспечить доступ к каким-то техническим, инженерным материалам. Вот в этом, собственно говоря, и заключаются правила справедливой конкуренции.
Зарубежные прямые инвестиции, включая, разумеется, и российские, способны обеспечить ту задачу, которая сейчас поставлена обоими соперниками на предстоящих парламентских выборах, - создать стране 250 тыс. или 300 тыс. новых рабочих мест. Албании при этом понадобятся крупные стратегические инвестиции, российские компании способны, будем надеяться, сделать при этом свой вклад.
Вопрос: Албанское правительство восприняло российские заявки или оно в принципе не способно их воспринять?
Посол: Отвечу дипломатично: всегда хотелось бы лучшего. Мы признательны за организованные в Албании встречи с руководителями компаний, в том числе и на самом высшем уровне. Но мне, как послу, из наших компании задают вопросы по существу экономических и технических условий потенциальных инвестиций. Я на них могу предоставить лишь общую информацию, например об уровнях тарифов, о порядке налогообложения, о мощностях тех или иных предприятий, намечаемых к приватизации. Хотелось бы не меньшей открытости, гостеприимства на всех этажах, со стороны перспективных албанских партнеров. Это залог успешного дальнейшего подъема албанской экономики, залог роста благосостояния албанцев, залог выгоды для албанского бизнеса.
Еще раз: наличие у Албании хороших естественных конкурентных преимуществ, больших природных запасов, гидроэнергии, минеральных ресурсов, трудолюбивых рабочих рук, богатых рекреационных возможностей для иностранного туриста - это предпосылки. Для того, чтобы предпосылки послужили реальному экономическому подъему, нужны усилия не только инвесторов, но и со стороны надежных деловых партнеров, заинтересованных не в сиюминутной выгоде, а в долгосрочных перспективах устойчивого делового сотрудничества, прибыльного, взаимовыгодного взаимодействия.
Вопрос: Существует ли российский “план экономического захвата Албании”?
Посол: Категорически нет. Могу Вас заверить, что никаких планов экономической экспансии в Албанию у российского бизнеса нет. Посмотрите кругом, много ли Вы видите российских бизнесменов среди зарубежных гостей? Соотношение явно не в нашу пользу. Оно многократно не в нашу пользу.
Вместе с тем, за последние годы стало попросту для всех очевидно, что российский бизнес значительно меньше представлен в Албании, чем практически во всех соседних странах. В России стали лучше осознавать конкурентные преимущества Албании и албанской экономики. Мы хотим взаимовыгодно приложить те ресурсы, те знания, те капиталы, которыми располагает современная Россия. И при этом, разумеется, крепить традиционно дружеские отношения между российскими и албанскими людьми. Между нашими народами.
Вопрос: Как оценивает российская сторона проект ТАП, особенно на фоне активных попыток Албании лоббировать его в ходе контактов с соседями?
Посол: Россия в проекте Трансадриатического газопровода или ТАП, как известно, не участвует. Мы внимательно наблюдаем за всеми теми последовательными шагами, которые страны-участницы ТАП и концорциум предпринимают. Но при этом никаких особых эмоций не испытываем. В случае успеха, в случае реализации проекта, ТАП не будет представлять конкуренции для российских проектов снабжения природным газом Западной Европы, в том числе посредством уже строящегося газопровода «Южный поток».
Почему? Во-первых, как известно, «Южный поток» и ТАП нацелены на снабжение совершенно разных и отдаленных друг от друга территорий Европейского союза. «Южный поток» начинается в районе Анапы на Черноморском побережье России, а заканчивается в северной Италии. Во-вторых, в отличие от ТАП, суммарная длина которого от Баку до южной Италии велика, а мощности всего 10-20 миллиардов кубических метров, российская сторона гарантирует потребителям значительно большие количества природного газа. По «Южному потоку» намечено транспортировать до 53 млрд. куб. м. газа ежегодно. Эти гарантии подкреплены огромными запасами природного газа, которыми располагают российские месторождения.
Хотел бы отметить, несмотря на обилие здесь информации по проекту ТАП, все-таки специалистам известно, что до конца решения о способах эксплуатации «Шах-Дениз-2» и путях транспортировки каспийского газа пока не принято. Помимо этого, существует целый ряд объективных этапов, которые еще необходимо будет пройти странам-участникам ТАП и компаниям до начала строительства. По «Южному потоку» не только все необходимые решения приняты и соглашения подписаны, но уже работы на местности начаты по строительству компрессорных станций, по производству на российских предприятиях особо мощных труб крупного диаметра. Уже через два года намечен пробный пуск этого газопровода.
Может быть, именно поэтому из числа соседних стран Болгария, Сербия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Словения рассчитывают на «Южный поток» и уже на практике сотрудничают с ним. Практический интерес испытывают в этой связи и в Скопье.
Вопрос: Выбор Албании в пользу азербайджанского газа, по Вашему мнению, имеет политический или экономический характер?
Посол: Мне сложно ответить на этот вопрос. Я не буду отвечать на него конкретно. Вместе с тем, могу сказать, что любое экономическое решение, как правило, имеет политическую подоплеку. И наоборот – политическое решение зачастую опирается на экономическую составляющую.
Вопрос: Ведется ли, по Вашему мнению, геополитическая борьба за газ, и какова роль небольшой Албании в этой борьбе?
Посол: Албания сама по себе богата природными ресурсами. Поэтому в этой глобальной борьбе за природные ресурсы любая страна должна, прежде всего, наиболее эффективно использовать собственные ресурсы, как минеральное сырье, так и географические преимущества.
Вопрос: Вы упомянули соседние страны в контексте сотрудничества России со странами Балкан. Не является ли препятствием для развития взаимодействия с Албанией ограниченность ее рынка?
Посол: Малый рынок в современной глобальной экономике - это не препятствие. В составе глобального мирового хозяйства малая экономика может быть даже большим достоинством в силу ее неинерционности, гибкости и приспособляемости. При условии, что она найдет свое место в специализации как в рамках глобальной экономики, так и в регионе. Я бы даже более того сказал, албанская экономика сохраняет все привлекательные стороны молодого возникающего рынка. У Албании нет необходимости ничего перестраивать, что всегда труднее. Что нужно – это найти свою нишу, специализированную нишу в экономике региона, возможно в экономике Европы.
Сейчас очень важно не потерять объективно существующие преимущества стартового периода. На мой взгляд, даже без специального анализа, очевидно, что важнейшие среди них – гидроэнергетические ресурсы Албании и ее выгодное географическое, транспортное расположение. Албания – «ворота» на Западные Балканы и в целом в Южную Европу. А это требует строительства не только автомобильных дорог, но и железнодорожных. Разумеется, не надо забывать и про природные рекреационные возможности для развития туризма.
Можно быть уверенным, что иностранные инвесторы все это тоже хорошо понимают. Что, если вложить средства сюда, то на очень длительную перспективу это будет очень выгодная инвестиция, потому что она будет востребована экономическим развитием быстро растущего всего региона Западных Балкан. Даже лозунг «Посети страну, в которой никто из твоих друзей не был» - очень выгодный и привлекательный. Для этого необходимо разработать широкий туристический пакет, включавший бы в себя, например, этно- и кулинарные туры, туристические походы. При правильной организации, даже такой небольшой рынок как албанский мог бы стать очень привлекательным.
Вопрос: Не настало ли время, по Вашему мнению, ввести прямое авиасообщение Москва-Тирана? Что мешает этому? Отсутствие воли коммерческих компаний, либо есть другие препятствия?
Посол: Помимо деловых людей массовыми пассажирами во всех соседних странах обычно бывают туристы. Будут у российских туристических компаний заказы на посещение Албании, они не только чартеры пришлют, они прокредитуют регулярные рейсы и обеспечат полеты по расписанию. Иных препятствий помимо наполняемости пассажиропотоков мы не видим.
Мы признательны правительству Албании за то, что три года подряд российским туристам предоставляется возможность в летний период приехать в Албанию на безвизовой основе. Надеемся, что и в 2013 году аналогичное решение будет принято.
После этого решения сразу же количество россиян, посетивших Албанию за лето, выросло в два раза и продолжает из года в год расти. Сейчас порядка 12 тысяч человек в год. Но проблема-то в том, что эти туристы приезжают на автобусах из Черногории, из Македонии или переплывают с Корфу. Пока, будем откровенны, в основном, чтобы удовлетворить свое любопытство. Мало кто из русских бывал в Албании за последние шестьдесят лет.
А как показывает опыт других стран, российский турист - он самый выгодный. Помимо денег на гостиницы он вдвое больше тратит денег по сравнению с туристом из других стран на сувениры, на рестораны, на экскурсии и какие-то покупки. Но для этого надо предложить специальный туристический пакет, который бы позволил помимо отдыха у моря познакомиться с уникальными красотами Албании. Перспективен и этнический туризм, и кулинарный. Хорошо и хайкером походить по албанским горам, и спуститься на рафтинге по горным албанским рекам. Я, к примеру, вместе со всей своей семьей плавал два раза. Все в полном восторге.
Если будут конкурентные туристические пакеты по интересным направлениям, я уверен, что в течение очень быстрого времени сюда полетят чартерные самолеты с российскими туристами. Организовать такой чартер это не проблема. Было бы это эффективно с коммерческой стороны. Поэтому при правильной организации и при правильном вложении средств эта стартовая ситуация, стартовое положение маленькой албанской экономики может составить даже преимущество.
Отвечая на один из Ваших предыдущих вопросов, проблема как раз в экономических стимулах для развития торгово-экономических связей. Российским компаниям не нужно испытывая трудности завоевывать Албанию, они хотят зарабатывать здесь деньги. А для того, чтобы зарабатывать деньги нужен надежный албанский партнер, который хочет того же.
Вопрос: Насколько распространен русский среди албанцев?
Посол: Я когда произношу простые русские слова в окружении хотя бы пяти, десяти албанцев, то хотя бы один из них меня обязательно понимает. Хотя еще десяток лет назад таких людей было больше. С учетом того, что между русским и албанским языками никакого сходства в отличие от ряда соседних стран не наблюдается, это большое преимущество Албании.
Хочу добавить, изучайте русский язык. Для человека, который знает русский, открыто понимание и возможности не только в России, но и целого ряда стран на пространстве СНГ. Да и в Центральной Европе достаточно много людей, которые наряду с родным, а также английским, французским, немецким испанским языками, знают русский. Разумеется, английский - это основной язык международного общения, также как и французский, немецкий, испанский, но русский открывает двери в великую культуру, великую литературу, которая принадлежит всему миру, ее надо знать.
Поэтому, мы будем помогать тем албанцем, кто будет продолжать изучать русский язык и кто захочет его учить.
Вопрос: Вы так прекрасно отзывались о туристическом потенциале Албании. Каковы Ваши личные впечатления об Албании. Не звали ли Вы своих российских друзей с предложением, например, посетить Албанию, познакомиться с ее туристическим потенциалом?
Посол: Не только приглашал, но ко мне приезжала по крайней мене половина моих друзей, а их у меня много. Никто, заметьте, не уехал с плохим впечатлением. Все были приятно удивлены увиденным, общением с албанцами и с красотами Вашей страны. Тогда как для многих в России Албания, к сожалению, – «терра инкогнита».
Вопрос: Какие препятствия могут создать последние события на Балканах для российских инвесторов? Равно как и присущий Балканам, в целом, инвестиционный климат? Рост напряженности? Известно также, что правительство Албании и правительство России занимают противоположные позиции по Косово. Весь этот комплекс вопросов способен ли, по-вашему мнению, оказать негативное влияние на прирост российских инвестиций и отношение к инвесторам?
Посол: Никоим образом. По крайней мере, что касается российской заинтересованности. Это я могу сказать совершенно твердо. Любая страна с суверенной внешней политикой имеет свою и зачастую особую позицию по целому ряду международных вопросов. Помимо проблемы Косово могу назвать и ряд других расхождений во внешнеполитических подходах. Некоторые, к примеру, связаны с вновь образованными независимыми государствами – Южной Осетией, Абхазией. Расхождения в оценках имеются, в частности, по путям поиска урегулирования в Сирии. Важно, однако, что разница в подходах у нас существует не только с Албанией, но с целым рядом этих стран мы очень эффективно сотрудничаем и в политике, и в экономике. Растет экономический оборот, за ним – уровень политического диалога. В ходе визитов на высоком и высшем уровне, поверьте, обсуждаются не столько различия в подходах, сколько пути реализации взаимовыгодных общих проектов. Когда больше точек соприкосновения и выше уровень взаимопонимания, тогда и политические расхождения гораздо проще ликвидировать, договориться по любой проблеме.
Вопрос: Вы затронули тему визитов на высоком уровне. Если не ошибаюсь, на протяжении многих лет представители правительства России не посещали Тирану.
Посол: У нас активно идет диалог между МИДами обеих стран. Председатель российской части двусторонней Межправительственной комиссии Г.И.Элькин, а он член Правительства Российской Федерации, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, буквально пару месяцев назад посещал Тирану с визитом. Давайте продвигать экономические проекты, наращивать товарооборот. Тогда будет больше визитов.
Вопрос: Вскоре в Албании пройдут парламентские выборы. Могут ли они оказать влияние на двусторонние отношения?
Посол: Мы, русские, оптимисты. Мы уверены, кто бы на этих выборах не победил, правительство с новым мандатом всегда имеет возможность по- свежему, по-новому, взглянуть на ситуацию. Уверен, что выбор, который сделает албанский избиратель, придаст импульс развитию российско-албанского сотрудничества во всех областях: экономике, культуре, науке, туризме. Везде. Мы, по крайней мере, надеемся. Посольство работает во имя цели подъем российско-албанских отношений. Они и так находятся на хорошим уровне, избавлены от каких-либо проблем. Вы упомянули проблему Косово. Она практически единственная, по которой у нас расхождения.
Вопрос: Для нас косовский вопрос очень важен.
Посол: Мы это понимаем.Для того, чтобы проблемы решать, нужно интенсивно работать друг с другом во всех областях, вести постоянный диалог. Т.е. это – не препятствие, не причина откладывать диалог. Россия – исторический игрок на Балканах, поэтому исторически заинтересована в укреплении мира, стабильности, безопасности и сотрудничества на Балканах. Экономическое сотрудничество – одно из путей этого достичь. Надо искать не причины того, почему можно было бы отложить дело на потом, но возможности для продвижения вперед.
Спасибо за очень интересные вопросы, за интерес к нашим оценкам. Готов в режиме прямого диалога обсуждать любые проблемы. Спасибо.