Интервью Посла России в Албании Л.Г.Абрамова газете «Газета Штиптаре», 27 ноября 2013 г. - 2013-2014
Интервью Посла России в Албании Л.Г.Абрамова газете «Газета Штиптаре», 27 ноября 2013 г.
Интервью Посла России в Албании Л.Г.Абрамова
газете «Газета Штиптаре», 27 ноября 2013 г.
1. Г-н Посол, несколько дней назад албанское правительство приняло важное решение по вопросу о сирийском химическом оружии, сказало «нет» включению страны в операцию по его уничтожению. Как Россия оценивает или встретила данное решение Албании?
В первую очередь хотел бы поздравить дружественный народ Албании с национальными праздниками – Днем флага и Днем освобождения. Второе столетие независимости Албания встречает с программой всестороннего обновления. Мы очень заинтересованно следим за шагами нового правительства Албании и желаем ему новых достижений, успехов в заявленных реформах экономического, социального и культурного характера.
Россия заинтересована в развитии российско-албанского сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической, других областях, активизации культурных и гуманитарных связей, углублении внешнеполитического диалога и расширении межпарламентского взаимодействия.
Что касается вопроса об озвученном премьер-министром Э.Рамой решении о невозможности принять химическое оружие из Сирии, то я рассматриваю его как признак политической зрелости и единства албанского общества, осознания им своих демократических прав. Как известно, решению правительства Албании предшествовала широкая волна народных протестов, в ходе которых граждане имели возможность свободно высказать свою позицию, что представляет собой осознание демократии и демонстрацию ее основных принципов. Протесты прошли мирно. Это тоже признак зрелости. Я не могу не согласиться со словами премьер-министра Э.Рамы, который заявил, что первоначально в списке стран-реципиентов сирийского химического оружия находились и другие страны. Однако когда настал день принятия финального решения, Албания осталась единственным государством. Я лично с большим пониманием воспринял решение албанского правительства.
2. Вовлечена ли официальная Москва в переговоры или контакты с правительством Албании по данному вопросу?
Вы знаете, что российско-американская «дорожная карта» операции по уничтожению сирийского химического оружия сформулирована в соответствии с договоренностями между двумя президентами В.В.Путиным и Б.Обамой. Этому предшествовал целый ряд встреч между Министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и его американским коллегой Джоном Керри. В соответствии с этой российско-американской «дорожной картой», Россия взяла на себя контакты с Дамаском в части операции по безопасному вывозу химикатов из мест хранения и их безопасной доставке к границе Сирии. Это весьма опасная и трудоемкая операция, принимая во внимание, что военные действия и атаки со стороны вооруженных боевиков все еще продолжаются. Сирия, по сути, находится в состоянии гражданской и межрелигиозной войны. Как мне известно, подготовка этой операции продолжается успешно. Ответственность по проведению операции по уничтожение сирийского химического оружия распределяется на паритете. За пределами территории Сирии больше отвечают наши партнеры. Дамаск по просьбе России согласился с уничтожением запасов своего химического оружия в любой стране мира. Так что в данном контексте выбор был достаточно широким. Я знаю, что и сейчас такие возможности сохраняются. В связи с вашим вопросом могу сказать, что нам не безразлична позиция Албании. Мы с самого начала с большим вниманием наблюдали за процессом. Но я могу заверить Вас в том, что мы никогда не имели контактов с албанскими властями по вопросу об организации данной операции на территории Албании или при ее участии, за исключением одной встречи, когда албанские коллеги нас информировали о ее вероятности. Она состоялась в самом начале.
3. Как Вы оцениваете нынешнее состояние двусторонних российско-албанских отношений?
На протяжении последних двух десятилетий наши отношения строятся на принципах равноправия и взаимного уважения, которые предполагают право свободного выбора партнера в любой сфере, основываются на принципах прагматизма, предсказуемости и взаимной выгоды. Я хотел бы особенно выделить принцип равноправия, несмотря на разницу политических и экономических потенциалов и величины территорий России и Албании. Мы не навязываем нашу точку зрения, не даем менторских поучений. Оставляем и за собой, и за нашим партнером право отстаивать свою позицию. Хотел бы подчеркнуть, что, исходя из этих принципов, мы выстраиваем отношения и со всеми другими странами Центральной и Восточной Европы, государствами Западных Балкан. Что касается состояния наших двусторонних отношений, полагаем, что их потенциал до конца не задействован. Это касается и культуры, и туризма, и экономики.
4. Г-н Посол, Договор о дружбе между Россией и Албанией парафирован министрами иностранных дел двух стран еще в 2004 г. Что помешало его подписанию президентами двух стран, и какой видится перспектива данного Договора?
Действительно, еще в декабре 2004 г. Сергей Викторович Лавров, только что получивший назначение министром иностранных дел России, посетил с визитом Тирану. Договор был парафирован, т.е. подготовлен к официальному подписанию. Я до сих пор бережно храню Распоряжение Президента России В.В.Путина о поручении Министерству иностранных дел России подписать его от имени Российской Федерации. Но, в 2005 г. наступили новые времена, состоялись парламентские выборы, к власти в вашей стране пришло новое демократическое правительство. Вопрос подписания Договора еще какое-то время находился в повестке наших двусторонних контактов. Когда я только приступил к работе в Албании в 2010 г., мы также были готовы подписать Договор о дружбе. Мы надеемся, однако, что дух дружбы и сотрудничества, которым пропитан упомянутый Вами документ, сохранился и по сей день, несмотря на произошедшие почти за десятилетие известные внешнеполитические изменения. В случае взаимного интереса он мог бы получить определенное международно-правовое подтверждение.
5. Г-н Посол, Албания определила в качестве одного из приоритетов своей внешней политики отстаивание независимости Косово и лоббирование ее дальнейших признаний на международной арене. Как это влияет на российско-албанские отношения?
Считаю, что это не должно никоим образом сказываться на российско-албанских отношениях. В мировой практике имеется много примеров, когда, несмотря на расхождения подходов стран по вопросам международной повестки, очень успешно развивается политический и экономический диалог. В частности, одним из наших приоритетов является поддержка независимости Абхазии и Южной Осетии. Но мы очень успешно развиваем отношения с целым рядом стран, которые не признали независимость этих двух государств. Что касается Косово, то хотел бы напомнить, что Россия с самого начала поддержала идею прямых переговоров между Белградом и Приштиной, поддержала и повышение уровня переговорщиков до глав правительств обеих сторон. Мы также заявляли, что Россия поддержит и согласится с тем решением, которое будет выработано обеими сторонами переговоров на добровольной основе, без давления извне. Полагаю, что это максимально конструктивный подход.
6. Г-н Посол, в Албании распространено восприятие России как стратегического партнёра Сербии, с которой к тому же в мае 2013 г. было подписано Соглашение о стратегическом партнёрстве. Можно ли назвать этот приоритет балканской политики России препятствием развитию отношений с Албанией?
Никоим образом он не является препятствием. Наоборот. Мы успешно развиваем региональный подход к сотрудничеству. Российские компании широко представлены практически во всех странах Западных Балкан. В Сербии они наиболее многочисленны, где-то меньше. Такое взаимовыгодное сотрудничество способствует социально-экономическому развитию этих стран, и Албания ни в коем случае не может быть исключением, напротив. Исходя из потенциала российских компаний, им интересней сотрудничать с партнёрами из ряда стран, а не только с одним. Крупнейший проект региона – строительство газопровода «Южный поток» на север Италии и в Австрию – яркое тому подтверждение. Он проходит по территориям нескольких балканских стран, таких как Болгария, Сербия, имеет несколько ответвлений. Существуют и другие региональные проекты. Можно было бы подумать об участии в них нескольких стран региона, с одной стороны, и России, с другой. Поэтому существующие добрые отношения с Сербией, ни в коем случае не являются препятствием, особенно, если принять во внимание признаки потепления двусторонних отношений между Албанией и Сербией, которые, как мы надеемся, будут продолжаться.
7. Несколько российских военных кораблей осуществили заходы в порты соседней с Албанией Черногории. Входит ли в планы России постоянное присутствия в Средиземном море и морская база в г.Тиват в Черногории?
Постоянное соединение Военно-морского флота Российской Федерации уже создано около года назад в восточной части Средиземного моря. Пару недель назад данную группировку военных кораблей возглавил тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий». Всего группировка насчитывает порядка десяти различных кораблей. Эти военные корабли, в соответствии с имеющимися планами, примут участие в операции по безопасному вывозу химического оружия с территории Сирии во взаимодействии с кораблями других стран, в том числе НАТО. Разумеется, что эти корабли заходят в порты тех стран, которые дают на это соответствующее согласие, и это вполне нормальная практика в рамках существующих связей в военной сфере. Корабли нашей группировки заходят в Средиземное море на вахтовой основе, когда один корабль уходит, приходит другой. Тот корабль, который уходит, возвращается к месту постоянного базирования, либо в Черном море, либо в Северном. Технические возможности современных кораблей это позволяют, поэтому нет особой необходимости в постоянной морской базе в Средиземном море.
8. Российский газопровод «Южный поток» считается важным балканским проектом России. Заинтересован ли «Газпром» в его ответвлении в Македонию, Косово и Албанию?
Заинтересованность – понятие коммерческое и зависит, в первую очередь, от экономических параметров. Это предмет договорённостей двух сторон. Что касается «Южного потока», несколько дней назад состоялась церемония сварки первой трубы, началось строительство транзитного газопровода на территории Сербии. Сербское руководство высказалось в том плане, что это очень важный шаг в экономическом развитии своей страны. На сооружение газопровода на территории Сербии будет потрачено, по меньшей мере, 2 млрд. долларов прямых инвестиций. Помимо этого будут построены ещё три ТЭЦ, работающие на природном газе, экологически чистом топливе. Сопряженные инвестиции, связанные с этим проектом, достигают 10 млрд. долларов, и, как ожидается, позволят создать более 10 тысяч новых рабочих мест. Имеется договоренность об ответвлениях от «Южного потока», например, в Боснию и Герцеговину, Республику Сербскую. Идут переговоры и с македонской стороной по вопросу соответствующего ответвления. Как известно, наши сербские друзья предложили рассмотреть возможность ответвления этого проекта в Косово. Насколько я знаю, в Приштине на это отреагировали сдержанно. Будем надеяться, что после соответствующих размышлений ещё может быть принято положительное решение. Мы не против.
9. В завершение, но не по важности, давайте остановимся на экономических отношениях между Россией и Албанией. Как Вы их оцениваете? Не могли бы Вы рассказать нам об этом?
Экономика – это главное. Это основное содержание всех российских контактов на высоком и высшем уровнях с большинством стран мира. Что касается России, вот уже 10 лет мы входим в десятку крупнейших торговых партнёров Албании. Из года в год взаимный товарооборот составляет порядка 120-130 млн. долларов. Значительные количества товаров идут при посредничестве третьих стран. Мы поставляем нефтепродукты, металлоконструкции, пшеницу, электротехнику и многое другое. Вместе с тем, в принципе нельзя сказать, что мы полностью довольны такими показателями. У нас, к сожалению, почти нет совместных инвестиционных проектов. Специализация России – это сфера энергетики. В прошлом году с визитом Албанию посетил президент крупнейшей в мире российской компании, «РусГидро» г-н Е.В.Дод. Албания очень богата гидроресурсами, поэтому взаимный интерес очень очевиден. Другим возможным направлением нашего возможного сотрудничества может стать транспорт и инфраструктура. Я не скажу ничего нового, поскольку речь идёт о тех сферах, в которых Россия представлена в соседних с Албанией странах. Хорошо, что растет туризм. Количество российских туристов, приезжающих в Албанию из года в год увеличивается. В прошлом году их было около 12 тыс. Надеемся, итоги 2013 г покажут прирост. Однако туристы не задерживаются на 2-3 недели в Албании, как правило, всего на 2-3 дня. Поэтому не приносят больших денег экономике Албании. В туристической отрасли главное, не только сколько денег выручает владелец отеля, а сколько может потратить в среднем один турист в ресторанах, магазинах, на прочие туристические услуги. В Албании есть потенциал, который мы должны использовать.
10. Проявляют ли российские инвесторы интерес к участию в развитии албанского побережья?
Заинтересованы, но для того, чтобы осуществлялись крупные инвестиции, недостаточно только благоприятного инвестиционного климата. Необходим не только потенциальный интерес инвестора, но и возможность оперативно решать различные разногласия в теплой и благоприятной политической атмосфере, основанной на устойчивом диалоге. Только что Президент России, Владимир Путин, нанес визит в Италию, по итогам которого, в частности, подписано 28 коммерческих соглашений. И это всего лишь один пример. Мы убеждены в том, что у нас ещё всё впереди. И как сказал Министр иностранных дел Албании, Дитмир Бушати в интервью газете «Коха Йон», опубликованном 24 ноября: «После зимы наступает весна». Мы заинтересованно реагируем на высказанную Министром заинтересованность совершить визит в Москву в подходящее время. Он абсолютно прав. Будем готовы согласовать по дипломатическим каналам все необходимые детали его визита в Москву.